Все мы привыкли к естественному виду человека – голова вверху, ноги внизу, руки растут из туловища… Таким строением нас наградила природа и в этом есть логика и целесообразность.
Тем не менее, эта же естественная логика зачастую отказывает авторам startup-проектов при подготовке презентаций для инвесторов. Не редкость, когда презентация получается в виде «всадника без головы», ноги оказываются на месте рук, на свет появляются всевозможные экземпляры для кунсткамеры…
Бизнес-среда формирует свои целесообразные правила построения презентаций startup-проектов. И в логике построения есть существенные отличия от структур стандартных бизнес-презентаций. Учитывая различную специфику стартап-проектов, количество представляемой информации, мы умышленно не даем разбивку элементов структуры по слайдам – количество слайдов может незначительно варьироваться.
По нашему мнению, структура презентации стартапа должна содержать следующие ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ элементы:
- название startup-проекта (титульный слайд). Помимо названия стартапа на этом же слайде размещаются название и логотип компании (если она уже существует), имя и фамилия выступающего, контактные данные;
- проблема. Краткое описание существующей на рынке проблемы, которую и призван решить представляемый бизнес-проект. Существование и актуальность проблемы должны быть обоснованы доступной статистикой и другими имеющимися данными;
- решение. Каким способом бизнес-проект решает описанную проблему? Дается описание продукта/услуги/технологии, предполагаемые к реализации компанией-стартапом. Здесь уместно использовать фотографии продукта, схемы, отражающие ключевые моменты технологии, показать прототип либо макет продукции (если есть);
- стадия проекта. То, что в проектном менеджменте определяется термином «As Is» – показатель отправной точки startup-проекта («Как есть»). В данном разделе приводятся финансовые показатели компании – объем продаж, прибыль (в случае, если компания уже существует и ведет деятельность), все существующие у проекта на данный момент времени ресурсы – финансовые, кадровые, материальные, интеллектуальная собственность (имеющиеся патенты, технологии, ноу-хау);
- рынок. На какой рынок ориентируется проект, каковы перспективы развития рынка? В данном разделе приводятся данные об объеме и темпах развития рынка за несколько лет, а также прогнозные показатели. Это крайне важный для инвестора элемент структуры презентации, существенно влияющий на принятие решения об инвестировании – перспективы развития рынка в значительной степени влияют на успешность презентуемого стартапа;
- бизнес-модель. Каким образом бизнес-проект будет зарабатывать деньги? Данный элемент структуры презентации в проектном менеджменте определяется как «To Be» – организационная и финансовая цели startup-проекта («Как должно быть»). Необходимо привести схему организации продаж: будет ли это создание собственной сбытовой сети, поиск дилеров и партнеров, продажа франшизы, оптовые или розничные продажи и т.д. Здесь же приводится предполагаемые объем продаж и прибыль проекта на ближайшие 2-3 года;
- конкуренты и конкурентные преимущества. Какие существуют схожие проекты, решающие ту же проблему, что и представляемый стартап? В чем продукция startup-проекта будет превосходить товары/услуги конкурентов и насколько устойчивым будет это конкурентное преимущество? В числе конкурентов следует привести не только отечественные, но и мировые компании, работающие на том же рынке. Отражение неполной картины конкуренции может сыграть с инициатором стартапа злую шутку – инвестор увидит недостаточно хорошее знание планируемого бизнеса;
- команда. Кто будет реализовывать проект? Необходимо представить свою команду, кратко охарактеризовать компетенции и задачи участников, при необходимости указать наличие сторонних специалистов, которые будут участвовать в развитии стартапа. Наличие команды – важный позитивный сигнал для инвестора, в определенной степени снижающий риски проекта;
- предложение для инвестора. Сколько денег нужно на реализацию и как бизнес-проект планирует их использовать? Каков интерес инвестора в предлагаемом начинании? Укажите все направления расходования финансовых ресурсов: закупка оборудования, сырья и материалов, наем и обучение сотрудников и т.д. Приведите наиболее важные прогнозируемые финансовые показатели проекта: внутреннюю норму рентабельности, приведенный денежный поток, срок возврата инвестиций. Укажите объем акционерного капитала или долю в уставном фонде, предлагаемые инвестору за инвестирование в стартап. Определите предполагаемые пути выхода инвестора из проекта;
- риски. Что может помешать успешному развитию startup-проекта? Опишите возможные риски, существующие на рынке, который могут негативно повлиять на успешность бизнес-проекта – изменение конъюнктуры, появление новых технологий, деятельность конкурентов, уход ключевых сотрудников и т.п. Важно показать инвестору, что авторы startup-проекта настроены серьезно, не только осведомлены о возможных рисках, но и имеют ответы на вероятные проблемы;
- контактная информация. Как связаться с инициатором проекта? Укажите максимально полную контактную информацию – фамилия и имя выступающего, адрес, телефоны, e-mail, Skype;
- благодарности, переход к ответам на вопросы (заключительный слайд из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ). Поблагодарите аудиторию за внимание, сообщите об окончании презентации и готовности ответить на вопросы. Возможно объединение заключительного слайда с предыдущим – в этом случае контактная информация будет отображаться во время ответов на вопросы.
Факультативно возможно создание Приложения к презентации – набора слайдов, не отображающихся в штатном режиме и располагающегося после заключительного обязательного слайда. В Приложение может быть включена информация, детализирующая данные на основных слайдах презентации, например, более полно раскрывающая данные о рынке, особенностях предлагаемой бизнес-модели, финансовых показателях проекта. В то же время, существенным плюсом для выступающего будет помещение в Приложение ответов на возможные вопросы инвесторов – это покажет серьезность подготовки.
И еще несколько советов общего плана при подготовке презентации startup-проекта:
- будьте лаконичны, точны в формулировках;
- концентрируйтесь на главном, не увлекайтесь, возможно, интересными, но второстепенными деталями;
- цените свое и, особенно – время инвестора;
- используйте (но не перегружайте) таблицы, графики, диаграммы, схемы – это здорово экономит время и улучшает понимание презентации. Делайте их максимально простыми.
И помните – соблюдение этих простых и естественных правил в Ваших интересах.
Проект YES!PRESENTATION выражает уверенность, что представленный материал будет полезен специалистам и всем заинтересованным лицам, связанным с подготовкой корпоративных рекламно-информационных материалов.
Проект YES!PRESENTATION рад предложить Вам современный сервис по всему спектру
предоставляемых услуг в области информационного дизайна. Мы обеспечиваем высокие
стандарты качества выполнения работ и в каждом случае гарантируем профессиональный
результат для решения Вашей задачи.